Статьи

О скрипке 24.10.2012

Лебединая шея, изысканно-обольстительные черты; голос, то нежный и молящий, способный передать тончайшие переживания души, то грудной и властный, выражающий самые ее необузданные порывы… Преувеличение? Поверьте, это – лишь малая доля того, что может сказать влюбленный в музыку человек о королеве оркестра – скрипке. Ее называют королевой оркестра не случайно – скрипка занимает около 30% от общего симфонического состава благодаря непревзойденной красоте и выразительности тембра, а так же богатым интонационным и техническим возможностям. Прародителями этого прекрасного инструмента считаются фидель, смычковая лира и ребек. В течении почти семи столетий они эволюционировали и заимствовали друг у друга различные полезные черты, прежде чем в середине 16 века, в Италии, появились первые скрипки в своей нынешней форме.

По мере того, как скрипичный репертуар, вначале простой и связанный с народным фольклором, становился все более изощренным, а скрипачи перекочевывали с деревенских праздников в огромные концертные залы, менялся и сам инструмент, чтобы соответствовать все усложняющимся запросам солиста. Только в 19 веке скрипка и смычок приобрели законченный современный вид.

Первыми творцами скрипичных музыкальных произведений являлись сами скрипачи, которые хотели разнообразить свой репертуар. Виртуозы обогащали его выигрышными, эффектными пьесами, педагоги добавляли разнообразные этюды и упражнения для развития пальцевой и смычковой техники, романтики создавали драматические либо наоборот, пасторально-безмятежные музыкальные полотна. Вот список лучших композиторов-скрипачей и их наиболее известных произведений: Антонио Вивальди – концерты для струнного оркестра «Времена года»; Никколо Паганини – 24 каприса, «Moto Perpetuo», «Кантабиле», 5 концертов для скрипки с оркестром; Генрих Венявский – мазурки, концерты для скрипки с оркестром, «Polonaise de concert», «Легенда»; Пабло де Сарасате – «Фантазия», «Цыганские напевы». В конце 19го века, однако, Иоганнес Брамс своим Концертом для скрипки возвестил о новой эпохе скрипичного искусства – эпохе, когда исполнитель и сочинитель более не являются одним лицом. Теперь сокровищница скрипичной музыки стала пополняться профессиональными композиторами, такими как: П.И. Чайковский – Концерт для скрипки с оркестром; И. Ф. Стравинский – «Колыбельная», «Дивертисмент», Концерт для скрипки с оркестром; Д. Шостакович – 2 концерта, Соната для скрипки и фортепиано, струнные квартеты; А. Хачатурян – «Танец для скрипки и фортепиано», Концерт для скрипки с оркестром, Концерт-рапсодия для скрипки с оркестром, и многими другими. Исполнительское искусство тоже только выиграло от этого разделения, обогатившись именами таких величайших скрипичных исполнителей, как Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Д. Ойстрах, И. Менухин, Л. Коган и пр. Они послужили во славу скрипки не только своей концертной деятельностью, но и педагогической. Каждый из них дал миру высокопрофессиональных последователей, которые по сей день открывают ищущим тайны скрипичного исполнительского мастерства.

По сей день, скрипка пользуется любовью и популярностью у молодежи - как в своем традиционном виде, так и эстрадном. Можно встретить исполнение в стиле хип-хоп на классической скрипке (Paul Dateh), а исполнение классического репертуара – на эстрадной (Vanessa-Mae). Что ж, это многообещающий зачин для дальнейшего развития этого потрясающего инструмента!



Ко всем статьям